“Deep Purple” – это разновидность ностальгии, которую умело, поддерживали многочисленные книги, вышедшие на Западе и посвященные группе.

Прошли годы и стало казаться, что DEEP PURPLE стали историей. Все попытки возродить ее (в 1980 и 1982 годах музыканты ответили отказом на заманчивое предложение провести одно единственное турне) окончились неудачей.

13 апреля 1984 года в интервью шведскому телевидению Джон Лорд сообщил, что звонил в США Блэкмору и договорился о встрече всей пятерки.

Разговор начал Ричи. Он призвал забыть старые обиды и заявил, что приехал на встречу с единственной целью – возродить DEEP PURPLE. Остальные поддержали его. Пейс попросил Блэкмора и Гиллана не выяснять отношений. «Ссор не будет», - обещал Иен.

Разговор перенесли в ресторан, где окончательно ударили по рукам. Прежде чем разъехаться, DEEP PURPLE сыграли джем-сейшн и звучали поразительно слажено. Брюс Пейн: «Они просто фантастично исполнили песню Чака Бери с символическим названием «Снова в США». Уже после первых тактов у Иена и Ричи появились слезы на глазах. Все старые обиды как рукой сняло».

«Идея возродить DEEP PURPLE была не нова, - утверждает Роджер Гловер, - еще в 1980 году разные люди - бизнесмены, менеджеры, представители фирм грамзаписи пытались собрать нас вместе. Тогда нам предложили пять миллионов долларов за один концерт, но мы отказались. Не хотелось снова начинать карьеру из-за денег. В жизни деньги, безусловно, вещь нужная, но не в них счастье. За наше нынешнее воссоединение несет ответственность один человек - Ян Гиллан. Это была целиком его идея. Еще в 1983 году он пришел ко мне и Ричи Блэкмору, предложив собрать DEEP PURPLE. Но мы как раз начинали запись нового альбома RAINBOW и поэтому отказались. Однако он не успокоился и в начале 1984 года снова призвал нас к объединению. На этот раз мы дали согласие.

Тогда мы впервые за одиннадцать лет разлуки собрались все вместе. Это было великое событие для всех нас. Поговорив о музыке, которую планировали играть, две недели спустя мы собрались в Америке, в деревенском доме в штате Вермонт, далеко от всех и всего. В округе не было ни души. В отлично оборудованном подвале мы настроили свои инструменты и начали играть. Это была фантастика! Я просто не мог поверить в то, что происходило вокруг меня. Пять минут спустя после начала игры я оглянулся по сторонам и увидел, что все улыбаются! Это было удивительным ощущением, и единственное желание, которое у меня тогда возникло - это возродить нашу группу DEEP PURPLE в старом составе. Мы с ходу начали сочинять новую музыку, и это было совсем нетрудно. Мы не эксплуатировали свои старые достижения, а делали что-то новое и свежее. Не «Smoke On The Water»! Я тогда выложился на все 100 процентов, и мы решили начать все сначала. Вот так Гиллан стал «архитектором» нового здания под названием DEEP PURPLE».

Вторым человеком, очень заинтересованным в возрождении DEEP PURPLE, был Лорд: «После распада PURPLE, я сделал вывод, что в этой группе мне было лучше всего. Играя в WHITESNAKE, я быстро понял, что для меня это дорога в никуда. В DEEP PURPLE я был ведущим музыкантом, вернее одним из пяти равноправных лидеров. У Ковердейла же я чувствовал себя просто аккомпаниатором. Естественно, приятным это не было, и удовлетворять меня не могло. Играл я там только для того, чтобы хоть что-то делать. Никогда не был в восторге от этой группы и показал там немного, что, в конце концов, видно по пластинкам WHITESNAKE. А в начале 1984 года я понял, что с этим надо заканчивать. Я мечтал о том, чтобы снова играть на органе так, как хочу, и так, как от меня ожидают. А это было возможно только в DEEP PURPLE».

«Каждый из нас думал о воссоединении со все большей надеждой, - вспоминает Пейс. – Нашей ошибкой было то, что какие-то шаги в этом направлении предпринимал только Гиллан.

27 апреля газета “London Evening Standart” первой сообщила сенсационную новость о возрождении DEEP PURPLE.

Какую роль в этом событии играл денежный фактор?

Джон Лорд: «Нам постоянно предлагали воссоединиться, но единственной причиной, которая заставляла меня каждый раз воздерживаться, было то, что они главный упор делали на аргументе – мы заработаем при этом много денег. Деньги, в общем-то, результат всякого успешного дела, но, повторяю, меня смущало, что это была единственная причина, упоминавшаяся в этих предложениях. Если бы деньги были единственным мотивом нашего объединения, это означало бы пропасть. Кажется, никто не понимает, что эти пятеро людей в прошлом заработали более чем достаточно. Мы не бедняки (правда и не миллионеры), и не испытываем настоятельной необходимости работать ради денег».

В подобном духе высказались и другие члены DEEP PURPLE. По замыслу Брюса Пейна, ставшего менеджером группы, ребята должны были отправиться на гастроли со старыми песнями. «На такое предложение никто из пятерки не хотел соглашаться, - вспоминает Гловер. – Мы хотели предстать рок-группой с сильным творческим потенциалом, группой, которая может доказать, что еще чего-то стоит. Нам не хотелось бессмысленно отыгрывать на сцене старые, заезженные номера. А для этого нужен был материал на новую студийную пластинку».

Музыканты собрались для работы над ней в мае 1984 года в известном по фильму «Звуки Музыки» особняке Lorge, в штате Вермонт, далеко от городской суеты и надоедливых журналистов. Место это было апробировано еще группой RAINBOW при записи альбома Bent Out Of Shape. Работа спорилась.

«Обычно это выглядело так, - вспоминает Гиллан, - Ричи подходил к нам с придуманным рифом, и мы обсуждали его. Когда из этого что-либо получалось, мы с Гловером садились за сочинение текста. В PURPLE всегда сначала рождалась музыка, а потом слова».

«Основную часть работы сделал Ричи, - говорит Джон Лорд. – У него была масса песен, которые он, очевидно, специально берег для этого момента, потому что он предстал перед нами с просто блестящими идеями. Гиллан с Гловером написали тексты, свой вклад внесли мы с Пейсом, но повторяю – львиная часть музыки была написана Блэкмором. Возможно, кому-то покажется, что я раздаю в его адрес слишком много комплиментов, но честное слово, он их заслужил. Эта группа, по-моему, немыслима без него, он является ее главной фигурой».

Брюс Пейн, видя эффективность работы, решил тут же приступить к записи, привезя полный комплект необходимой аппаратуры. Но у Ричи возникла идея-фикс. «Он придумал разместить между скалами мощные колонки, - вспоминает Брюс. – Мы же ночью должны были улавливать звуки гитары, доносящиеся оттуда. Таким странным способом Ричи хотел использовать атмосферу этой местности, что должно было дать сильный эффект. Но власти штата, очевидно опасаясь, что древние скалы разлетятся вдребезги, не разрешили этого эксперимента».

К записи приступили в другом месте – особняке «Горизонты» в городке Стоу (тот же Вермонт). 6 июля музыканты переехали туда, а через четыре дня началась работа, которая продолжалась (с перерывами) до 26 августа. Работали не спеша, не забывая об отдыхе, часто устраивая футбольные состязания.

1 сентября в мюнхенской «Tennessee Tonstudio» началось микширование альбома. Продюсером был сам Гловер, поднаторевший за эти годы.

Однажды Пейн и Гловер, подойдя к автомобилю, оставленному на одной из неохраняемых стоянок, увидели, что какой-то вор средь бела дня стащил колесо. Чертыхаясь, пешком притопали в гостиницу и поделились горем с Лордом и Пейсом. Решив поднять себе, настроение выпивкой, вся четверка спустилась в бар. За одним из столиков они увидели сияющего от счастья Блэкмора. А рядом, опираясь о кресло, стояло колесо от «Мерседеса».

Сначала альбому хотели дать название The Sound Of Music, как напоминание о работе в Lodge, но 20 сентября сменили его на Perfect Strangers («Совсем чужие»). Гиллан: «Заглавная песня нашего нового альбома приобретает особое значение, ибо мы были действительно чужими последние 10 лет, почти не виделись друг с другом и не дружили. Мы были словно пойманы в ловушку».

На этом альбоме много достойных внимания композиций, но особенно хочется отметить одноименную «Perfect Strangers», балладу «Wasted Sunsets» и ударную «Knocking At Your Back Door». К последней песне, которая начинается вступлением на клавишах, напоминающей музыку из саундтрека к фильму «Ралли», был сделан видеоклип на постапокалиптическую тему, который усилил ее антивоенный пафос. Как-то так сложилось, что за всю свою долгую карьеру DEEP PURPLE никогда не уделяли должного внимания видеопродукции с их участием. До сих пор на видео выпускались только концертные записи группы. Поэтому этот первый профессионально снятый видеоклип стал событием в их карьере и положил начало дальнейшим находкам в этой немаловажной для коммерческого успеха области.

«Я, конечно, знал, что будет трудно, - говорит Гиллан, - потому что 1984 год - это не 1969-й, в котором все менялось очень быстро. Тогда было легко появиться на сцене, делая что-то новое. Хэви-метал был очень активен и популярен. Сейчас же ситуация для нас скорее обратная, потому что хэви-метал стал скучным и надоедливым, впрочем, как и другие направления в современной музыке. Если нам суждено добиться чего-то существенного, то хотелось бы доказать остальным музыкантам, что нет необходимости исполнять свои песни с головокружительной быстротой, с оглушающей громкостью и при этом все время визжать... Когда я слушаю наш новый альбом, то чувствую, что в нем присутствуют и юмор, и мелодия, и простор, и контролируемая мощь. Если в 1969 году DEEP PURPLE ошеломили многих своей энергией и грубой силой звука, то теперь, возможно, нам удастся добиться признания другими качествами. Я очень горжусь нашим последним альбомом, часто его слушаю, и пока что он мне не надоел».

22 сентября «The Daily Mirror» опубликовала первую официальную фотографию возрожденной группы, а 5 октября в Бедфорде (Англия) началась подготовка к «живым» выступлениям. В интервью для «Би-Би-Си» Ричи признал: «Целую неделю мы репетировали старый материал из Made In Japan. Роджер, однако, считал, что нужно играть новые песни. Он даже пошутил, что этот «Дым» еще выйдет нам через уши».

В Бедфорде музыканты тоже не перетруждались, частенько проводя время в клубах «Корабль» и «Георг и Дракон». В последнем Ричи иногда играл джем-сейшены с местными музыкантами.

Естественно, собиралось много зевак. Злые языки, правда, утверждали, что ротозеи приходили смотреть не на легендарного гитариста, а на красивую длинноногую подругу Блэкмора, Тэмми (Ричи в то время разошелся со своей второй женой).

Контракт на выпуск пластинок подписали с фирмой «Polydor». По слухам, за выпуск пяти студийных альбомов группе полагалось 10 миллионов долларов. Концертники должны были оплачиваться дополнительно.

В начале октября  Perfect Strangers был смикширован, но до конца месяца деятельность группы была окутана покровом тайны. Отдельные интервью мало что проясняли. Так, к примеру, Гловер в основном рассказывал о своем сольном альбоме Mask. И только 26 октября в нью-йоркской студии фирмы «RCA» музыканты провели пресс-конференцию. Блэкмор, всегда относящийся к таким мероприятиям без пиетета, на нее не явился, заявив, что занят купанием своего кота.

Большинство вопросов касалось причин воссоединения группы. Джон Лорд: «В течение последних лет, когда я играл в WHITESNAKE, приходилось часто встречаться с фэнами. Преимущественно это были молодые ребята 14-17 лет, которые жаловались: это несправедливо, мы покупаем диски PURPLE, а увидеть их на концерте уже не можем. Почему бы вам не собраться опять и не показать публике, как вы когда-то играли, ведь вы еще выступаете в RAINBOW, GILLAN, WHITESNAKE? Неужели нельзя признать, что такие разговоры имеют смысл?»

Вопрос: «Будете ли вы исполнять старые песни? Иен, а сможешь ли ты спеть «Child In Time», ведь все-таки прошло столько лет, и вокальные возможности уже явно не те?»

В ответ Гиллан рассмеялся: «Не сомневайтесь, смогу. А если не верите – приходите на концерт, убедитесь сами. Если речь идет о старых песнях, то, конечно же, будем их исполнять, но в новой аранжировке. Наверняка сыграем «Smoke On The Water», «Highway Star», «Strange Kind Of Women», «Black Night» - ибо если мы их не исполним, кто позволит нам уйти со сцены? «Child In Time»  петь в состоянии и буду ее петь, но не на каждом концерте. Это очень специфичная песня, скорее фантазия, чем конкретная история. Ее текст я часто модифицирую в зависимости от настроения. Исполнять «Child In Time» на концертах нелегко, причем не из-за сложной вокальной партии. В эту песню нужно попросту вжиться. А это удается едва ли не на одном концерте из трех. Без этого личностного к ней отношения петь ее, считаю, не имеет смысла».

16 ноября альбом «Perfect Strangers» лег на прилавки магазинов, вскоре поднявшись до 5-го места в Британии и 17-го – в США, собрав положительные рецензии критиков.

Пластинка доказала, что у группы есть еще порох в пороховницах. Энергичная, мелодичная музыка, созданная DEEP PURPLE не казалась архаичной и отличалась от сочинений середины 70-х. музыкантам удалось найти тот баланс, который, оставляя стиль «пёпловским», в то же время делал группу звучащей по-современному.

Пора было начинать концертную деятельность.

 

«Начало гастролей совпадало с наступлением в Европе зимы. И это привело ко многим техническим проблемам во время концертов на открытом воздухе. Посему решено было поехать за солнышком и стартовать в Австралии», - говорит Гиллан.

«Есть еще один фактор, который мы принимали во внимание, - добавляет Брюс Пейн. – Это отдаленность от «центра мира» позволяла группе во время тура «Perfect Strangers» экспериментировать в техническом и музыкальном плане. Если бы что-либо не вышло, в Европе это сразу было бы замечено. А тут еще сведения, доходящие до Европы из Австралии только подогревали интерес к группе, так что по приезду в Старый Свет мы увидели, что проданы все билеты на концерты, начали поступать более солидные предложения от промоутеров и лучше продается новый альбом. Произошло то, на что рассчитывали. В конце концов, приведу простой пример – разве не сильнее тоскуешь по девушке, которая уехала, не желаешь ее больше?»

DEEP PURPLE прибыли в австралийский город Перт заранее. В отеле, где остановилась группа, шли ремонтные работы, которые мешали Блэкмору, любителю поспать допоздна. Несмотря на жалобы, на следующее утро шум не прекратился. Тогда Ричи в соседнем магазине взял напрокат усилитель, подключил его к мощным колонкам, и в половину второго ночи принялся играть на гитаре, отомстив, таким образом, за ранние (по его мнению) работы в отеле. Среди разбуженных жильцов был и Эрик Клэптон, который попросил своего телохранителя Элфи урезонить хулигана. Гориллообразный амбал ввалился в номер гитариста DEEP PURPLE и предупредил, что если услышит еще хоть один звук, то «повыдергивает Блэкмору ноги из задницы».

27 ноября 1984 года в Перте DEEP PURPLE впервые предстали перед публикой в воссоединенном составе. Репертуар на этом концерте (как, впрочем, и на других во время тура) был следующим: «Highway Star», «Nobodys Home», «Strange Kind Of Woman», «Blues», «A Gypsys Kiss», «Perfect Strangers», «Under The Gun», «Knocking At Your Back Door», «Lazy», соло Пэйса, «Child In Time», соло Блэкмора, «Difficult To Cure», соло Лорда, «Space Truckin’». На бис исполнялись «Black Night», «Speed King» и «Smoke On The Water». Особый восторг у публики вызывали лазерные эффекты.

12 декабря, во время концерта в сиднейском Центре развлечений, на сцену поднялся Харрисон. Вот что об этом писала «Australian Sun»: «Джордж Харрисон, одетый в элегантный белый костюм появился из-за кулис во время первого выхода DEEP PURPLE на бис, когда Иен Гиллан представлял публике членов воссозданной группы. Гиллан передал микрофон Харрисону, а тот представился Арнольдом из Ливерпуля. Иен подхватил эту шутку и сообщил, что Арнольд выиграл конкурс на совместное выступление с DEEP PURPLE. Потом несколько минут длился джем-сейшн, во время, которого PURPLE с Харрисоном сыграли «Lucille», а экс-битл на гитаре, одолженной у Блэкмора, выдал оригинальное соло. Когда песня закончилась, Харрисон исчез со сцены так же внезапно, как и появился. Овациям не было конца, радость публики от этого сюрприза была ошеломляющей…»  

После концерта, в раздевалке, Гиллан принимал душ. Услышав, что его менеджер Фил Бэнфилд и Джон Лорд собираются сфотографироваться с экс-битлом, Иен, в чем мать родила, присоединился к компании. Не найдя ничего лучшего, Гиллан натянул на интимное место носок, и в таком виде предстал перед объективом. Позже выяснилось, что Харрисон приехал в Австралию в связи с выходом своей книги воспоминаний «50 лет по течению». И, будучи приятелем Лорда и Пэйса, решил посмотреть на возрожденную группу.

Далее DEEP PURPLE перелетели в Новую Зеландию. Все 50 тысяч билетов на тамошние концерты разошлись еще 29 ноября, в первый день продажи. В Окленде желающие любой ценой увидеть легендарную группу попытались прорваться сквозь кордон полиции. В результате возникшей потасовки 30 полицейских было ранено, а 78 хулиганов арестовано.

Мэрия города приняла решение наказать организаторов концерта, в вину которых вменяли еще и то, что громкость оного превысила допустимое количество децибелов. Мэр даже собирался наложить запрет на проведение в городе концертов тяжелого рока.

18 января 1985 года начались гастроли группы по США. К этому туру менеджмент готовился основательно. Цены на билеты не превышали 8 долларов, а рекламная кампания была тщательно скоординирована. За 6-8 недель до гастролей по радио передавались 30-секундные заставки с аннотацией «Вас ждет приятный сюрприз». Через пару дней к этой туманной информации добавился пассаж из «Smoke On The Water». Еще позже следовал 60-секундный рекламный ролик с приглашением на шоу.

Сразу было решено отказаться от стадионных концертов, хотя на этом, и терялись деньги. Выступления проходили в крытых помещениях. Первоначально планировалось в каждом городе давать по концерту, но билеты разметались за 15-20 минут после начала продажи, и желающих попасть на шоу было очень много. В результате было дано 14 сверхплановых концертов.

«Я предполагал, что мы будем хорошо приняты, но о таком даже не мечтал, - признался Брюс Пэйн. – Еще более удивительно, что на наши концерты главным образом приходила 15-16-летняя молодежь». В «Биллборде» по итогам гастролей появилась статья «Сюрприз года»: «Если бы концертным турне присуждались платиновые статусы, то DEEP PURPLE со своими нынешними гастролями непременно получили бы таковой. На их гастролях по США распродано 524 тысячи билетов и таким образом превышена сумма в 7 миллионов долларов. Причем заявок осталось еще так много, что группе придется вернуться к нам в августе. Совсем недурственно для коллектива, бывшего 11 лет в расколе. В разряде рок-турне наряду с гастролями Спрингстина и, пожалуй, Принца, это – самая крупная и прибыльная поездка».

Ложкой дегтя во время этих гастролей стало требование музыкантов убрать из первого отделения предваряющую группу GIUFFRIA. И хотя причина этого каприза не называлась, все решили, что члены DEEP PURPLE, как в свое время CREAM, боялись конкуренции со стороны более молодых исполнителей. Когда же стало ясно, что разрыв контракта с GIUFFRIA грозит уплатой неустойки в 100 тысяч долларов, с совместной поездкой согласились, но выдвинули условие – выступать не более получаса, согласовывать репертуар с DEEP PURPLE и не играть длинных гитарных соло (!).

Брюс Пэйн оказался прав, сравнивая группу с желанной девушкой. Концерты в Южном полушарии и США только подогрели европейских поклонников. «Европа приветствует PURPLE», «Мы любим вас, DEEP PURPLE» - с такими транспарантами 8 мая встречали музыкантов в аэропорту Стокгольма.

До 16 мая группа с фурором выступала в Скандинавии, а 14 июня на несколько дней приехала в Японию, (лишь в одном токийском «Будокане» было дано 4 аншлаговых концерта).

На родной земле DEEP PURPLE появились в ореоле славы. В Англии было запланировано всего одно выступление, но какое! Группе предстояло завершить большой фестиваль в Небуэрте. (Среди прочих участников были MEATLOAF, SCORPIONS, UFO, BLACKFOOT).

22 июня, в субботу, дождь лил как из ведра, и вскоре земля в местном парке стала сплошным месивом. Но 70 тысяч фэнов терпеливо ждали появления своих кумиров. И группа оправдала их ожидание, блестяще отыграв концерт.

Через неделю радиостанция «Би-Би-Си» транслировала это выступление на всю страну, а в 1991 году был выпущен двойной компакт-диск In The Absence Of PinkKnebworth ’85.

6 июля группу ждал другой фестиваль – в Германии на «Zeppelin Field» под Нюрнбергом. На поле, окруженном мощными бетонными сооружениями (комплекс строился в 30-х годах специально для выступлений Гитлера на фашистских сборищах) была установлена большая сцена и выстроен ряд колонок длиной под 200 метров суммарной мощностью 250 тысяч ватт.

И опять же, 50-тысячная публика собралась отнюдь не для того, чтоб лицезреть MEATLOAF, Роджера Чепмена или даже возрожденную MOUNTAIN (усиленную под конец выступления «скорпионом» Руди Шенкером). Толпа жаждала увидеть DEEP PURPLE. Яркое шоу с двумя выходами «на бис» завершилось удивительным лазерным представлением в ночном небе.

Из Европы DP вернулись в США, дав ряд концертов. А 24 августа сделали последний аккорд в 10-месячном «Perfect Strangers»-туре, выступив на фестивале «Texas Jam» в Далласе.

«Мы играли на большом открытом стадионе для 70 тысяч поклонников, которые ждали нас несколько часов под сильным ливнем. Когда мы, наконец, вышли на сцену и увидели эту сплоченную толпу фэнов, то подумалось – действительно стоило посвятить жизнь музыке, чтобы пережить такое волнующее зрелище», - вспоминает Гиллан.

В общей сложности возрожденная группа сыграла около 100 концертов. «Это был огромный успех, - подытожил Лорд, - мы даже на такое и не рассчитывали. 99% тех, с кем мы сталкивались, говорили, что идея воссоединиться была прекрасной».

С чистой совестью музыканты разъехались на отдых. В перерыве каждый из них решал свои проблемы. Гиллан удалил миндалины, Лорд купил дом неподалеку от жилища Гловера.

Между тем подошло время работы над очередным альбомом. Если «Perfect Strangers» создавался на волне энтузиазма, то сейчас ситуация была другой. Сначала долго решали, где работать над новой пластинкой. Остановились на штате Массачусетс. «Однако место это, на наш взгляд, было очень провинциальным, - вспоминает Пейс. – Бары там закрывались рано, условия проживания были плохими и не создавали необходимого для работы настроения. Попробовали записываться, но ничего путного из этого не вышло».

Наступил март 1986 года – а материала на пластинку еще не было. Пришлось вернуться в знакомое место – Стоу. Здесь, в особняке «Playhouse» 12 апреля группа возобновила работу. Почти 4 месяца – до 27 июня музыканты «вымучивали» новый альбом. После окончания работы, налево и направо раздавались интервью с обещаниями, что новая пластинка появится осенью и станет «вторым In Rock». Однако только 26 сентября в мюнхенской «Union Studios» Гловер приступил к микшированию. Во время этого процесса принялись исправлять, дописывать свои партии остальные члены группы. Блэкмор утверждал, что эти «правки» были настолько существенными, что часть альбома получилась переписанной заново.

Рассматривались различные варианты названия для пластинки – «The Acid Taste», «Its Not That Bad». И только 24 октября прессе сообщили, что альбом, названный The House Of Blue Light, выйдет 6 января следующего года. Вообще-то «The House Of Blue Light» - это название песни Чака Миллера (1955 год). Позже ее исполнил Чак Бери. DEEP PURPLE уже использовали это название в тексте композиции «Speed King». «Дом голубого света» - так называли в годы Первой мировой войны публичные дома, обслуживающие высший офицерский состав (для рядовых дома терпимости подсвечивались красным светом).

Использовав эскиз Гловера, фирма по изготовлению театральных реквизитов сделала дверь в натуральную величину. На ней изображено 5 символов. Сова – знак Блэкмора («Owl Music Ltd.» - под таким названием Ричи в 70-х годах создал фирму, которая владела авторскими правами на его композиции). Ракета, конечно же, взята из псевдонима раннего Гиллана – «Garth Rockett». Лук со стрелами символизируют «стрельца» (по Зодиаку) Гловера, две театральных маски – «Близнеца» Джона Лорда, учившегося в свое время на актера. Скрещенные руки с крыльями – знак техничного Иена Пейса.

Кстати капризному Блэкмору не понравилась сова на обложке винилового диска, и пришлось для компакт-дисков ночную птицу переделывать.

Гиллан тем временем использовал каждую свободную минуту для работы над своим сольным альбомом, который он обязан был выпустить по старому контракту с «Virgin», но и тут работа не клеилась.

8 декабря 1986 года на специально созванной пресс-конференции в городе Монтрё музыканты сыграли журналистам и представителям шоу-бизнеса композиции из нового альбома. Опять не было недостатка в хвалебных оценках своего детища. Блэкмор с Гилланом заявили, что это лучший альбом группы со времени Machine Head, а Иен Пейс сказал: «Эта пластинка однозначно лучше и более зрелая, чем Perfect Strangers».

Однако сколько не говори «халва», во рту слаще не станет. Альбом, вышедший 12 января 1987 года, был бледной тенью предыдущего. Уже сейчас Гиллан признался, что для него запись этой пластинки – самое большое разочарование в жизни: «The House Of Blue Light – просто мусор. Пришлось очень сильно потрудиться, чтобы склеить эти песни, ибо в то время у DEEP PURPLE не было вдохновения. Это напоминало работу на заводе».

Прохладно к новому диску отнеслись поклонники – он поднялся всего до 10-го места в Британии и до 34-го в США. И действительно, альбомчик получился весьма скучным. Впечатляет, пожалуй, только «Mitzi Dupree» - рассказ о девушке, вытворяющей при помощи своего детородного органа всякие чудеса, типа выталкивания шариков от пинг-понга, метания стрел, вытягивания оттуда лезвий и т.п. песня эта инспирирована посещением Гилланом одного из злачных заведений Бангкока.

На остальные композиции альбома фантазии не хватило. Зато основательно подготовились к гастролям – колонна из 6 грузовиков, двух автобусов с 50 техниками была снаряжена для продвижения по зимней Европе. «Это были гигантские гастроли, - вспоминает Брюс Пэйн. – Один день нашего пребывания стоил болу 20 тысяч долларов. И это независимо от того, играли мы или нет – так много денег уходило на содержание людей и аппаратуры, следовательно, каждый концерт нужно было точно запрограммировать, ибо даже один день простоя приносил большие убытки».

27 января 1987 года группа впервые появилась за железным занавесом – в Будапеште, где и начался второй гастрольный тур возрожденных DEEP PURPLE. В столице Венгрии музыканты сыграли три концерта, а далее последовали выступления в ФРГ, Нидерландах, Швеции, Великобритании, Франции.

20 февраля, на концерте в Париже, когда пришло время выходить «на бис», на сцене появился Ричи и начал играть первые аккорды «Smoke On The Water». Но тут же обнаружилось, что других музыкантов на сцене нет (правда, за ударной установкой восседал роуди Иена Пейса). Блэкмору ничего не оставалось, как ретироваться. Оказалось, остальная четверка просто забыла сообщить Ричи, что «на бис» они решили не выходить в знак протеста против договоренности Брюса Пэйна об интервью с популярной британской передачей «The Old Grey Whistle Test». Гиллан уже имел опыт общения с ведущим программы, которого, главным образом, интересовало, кто сколько зарабатывает. DEEP PURPLE отказались участвовать в этой передаче, но Пэйн к их мнению не прислушался. А о том, что вопрос решили за их спиной, музыканты узнали только перед парижским концертом.

После трех концертов в Швеции была запланирована поездка в Норвегию, но выступление там по непонятным причинам было отменено. В местной прессе судачили, что срыв концерта произошел из-за водителей, которые отказались перевозить аппаратуру. На это Гловер заявил: «Наши водители едут туда, куда им приказывают!».

3 и 4 марта DEEP PURPLE играли на арене «Уэмбли» в Лондоне. В конце второго концерта Блэкмор не вышел «на бис», что возмутило толпу. Сам он так объяснил свой поступок: «В тот вечер я играл действительно здорово. И вот в один момент я закончил соло – и никакой реакции зрителей! Тогда я подумал – Боже мой! Я ведь сейчас сыграл просто от всего сердца, выложил самого себя, а до них ничего не дошло. Это выглядело так, как будто они хотели мне сказать: да, неплохо старик. А сейчас давай-ка следующий номер! Что-то такое присуще лондонской публике. Ну, и этот обязательный выход «на бис» … А вот и нет! Я сам должен иметь желание сыграть что-либо сверх программы. А если не захочу, то и не буду играть. Этомоя привилегия. Если я в хорошем настроении, и публика этого заслуживает, то, пожалуйста. Но я не буду играть «на бис» только потому, что, якобы, должен это делать, или от меня этого ожидают. И на самом деле, под конец концерта я играю, собственно говоря, только для себя».

Дав два концерта в Бирмингеме, 7 и 8 марта аппаратуру погрузили на корабль и отправили в США, где после трехнедельного перерыва продолжили раскручивать новый альбом. По Америке колесили до 30 мая, когда на концерте в г. Финикс Блэкмор во время исполнения «Space Truckin’», подбросив гитару вверх, неудачно попытался ее поймать. Не рассчитав, он сломал палец на левой руке. Пришлось отменить не только оставшиеся концерты в США, но и поездку в Японию, Таиланд, Австралию.

Ричи вернулся в строй через два с половиной месяца в Хельсинки, где группа выступала 19 августа 1987 года. Но дали всего 11 концертов, среди которых можно выделить Нюрнбергское выступление 29 августа, где, как хэдлайнеры фестиваля «Monsters Of Rock», играли вместе с PRETTY MAIDS, HELLOWEEN, CINDERELLA, METALLICA, RATT и DIO. Короткий европейский тур закончился 7 сентября в г. Верона (Италия). Были планы вернуться в США и сыграть отмененные в июне концерты, но с поездкой за океан не сложилось.

Атмосфера в группе была не ахти какой.

Иен Гиллан: «Отношения между мной и Блэкмором становились все более натянутыми. И вот однажды прорвало. Я был в своем номере, когда внезапно ворвался Ричи. Было видно, что он вне себя от ярости. В его руках была тарелка со спагетти, политым кетчупом. Имея ввиду наши отношения, он, очевидно, решил, что это я «испачкал» ему спагетти. Подбежав ко мне, он выпалил: это ты сделал? И не успел я даже рот открыть, как он впечатал мне все содержимое в лицо. Я медленно встал, а Ричи в это время, подскакивая, принял позу боксера: ну, давай, иди сюда! Я сказал: драться с тобой, Ричи, не буду, - и пошел в ванную, где выплакал всю свою злость и досаду. Там я сказал себе: всё, ухожу из группы. Но позже подумал – и чего я этим добьюсь?»

Во время тура «The House Of Blue Light», по инициативе Гловера, концерты записывались на магнитную пленку. Под конец гастролей надралось около 60 разных лент, из которых и решено было скомпоновать концертный альбом. На предложение Гловера совместно выбрать номера для пластинки Гиллан ответил категорическим отказом. Иен просто не признает «живых» альбомов. Пришлось Роджеру ковыряться среди километров пленки в одиночку.

Правда, совместная работа двух старых приятелей чуть позже все-таки началась, но результат ее к DEEP PURPLE никакого отношения не имел. Изданный в феврале 1988 года альбом Accidentally On Purpose стал совместным проектом Гиллана и Гловера и как раз был тем долгом, который Иен с опозданием вернул фирме «Virgin». Пестрый по стилю и манере исполнения он сильно отличался от работ DEEP PURPLE. В этом же месяце, отдыхая от гастролей, музыканты вдруг вспомнили, что группе исполнилось 20 лет.

Это произошло 26 февраля 1988 года, - вспоминает Лорд. – Мы пошли в паб, немного выпили, отмечая наш юбилей. Тогда Роджер предложил записать по-новому какую-нибудь старую песню. А почему бы и нет? – ответили мы. После недолгих споров выбрали «Hush», наш первый большой хит, оригинальная версия которого записывалась без Гловера и Гиллана. И вот 20 лет после той записи мы вошли в студию»Hook And Manor» в США и сыграли эту песню вновь. Это был настоящий джем-сейшн, в этой версии очень мало студийной обработки».

16 марта Гловер закончил микширование концертника, куда и включил новый вариант «Hush». Ровно через 4 месяца альбом Nobodys Perfect вышел на двух виниловых пластинках (на CD поместили сокращенный вариант). Он занял 38-е место в Британии, а в США даже не попал в чарты.

«Ничего странного в этом нет, - изложил свою точку зрения на это Гиллан. – Ни один уважающий себя фен DEEP PURPLE не купит себе того хлама, который мы предлагаем людям в виде Nobodys Perfect. Это ужасный альбом».

Действительно, вторым Made In Japan эту работу назвать никак нельзя. Если бы Гловер взял целиком какой-то концерт, возможно, результат был бы другим. А тут, в результате перекройки, даже одна песня «лепилась» из разных выступлений, что полностью ликвидировало ауру, присущую концертным альбомам.

Не осуществились и наполеоновские планы об очередном покорении Америки. Билеты на концерты продавались из рук вон плохо. Из запланированных 20 выступлений состоялось всего два. 11 августа DEEP PURPLE вместе с Литой Форд (Lita Ford) и GUNSnROSES предваряли группу AEROSMITH. Концерт проходил на «Giants Stadium» в Ист Рутефорде (штат Нью-Джерси). Кстати, на этом выступлении присутствовала симпатичная девушка Кэндис Изралоу (Candice Isralow). Могла ли она тогда знать, что вскоре станет избранницей гитариста DEEP PURPLE и сыграет свою роль в истории этой группы! (Меломанам сия особа станет, известна под именем Кэндис Найт (Candice Night) в 1991 году, когда она познакомится с Ричи).

Второй концерт группа сыграла 16 августа в клубе «Hammerjacks» в г. Балтимор.

Не лучше ситуация была и в Европе, где на сентябрьских концертах в Италии, Германии и Дании до аншлагов было ой как далеко!

На фоне этих неудач обострялись отношения между Блэкмором и Гилланом. Иен обвинял Ричи в диктаторских замашках, в намерении подчинить себе всех музыкантов. Тот в ответ утверждал, что Гиллан непрофессионально относится к работе. Постепенно дискуссии свелись до уровня «сам дурак».

Блэкмор: «Гиллан – один из самых жутких людей, которых я знал в своей жизни, хотя некоторые фены приписывают такой характер мне. Считаю его грубым, можно даже сказать отвратительным типом, особенно когда он в подпитии, что с ним часто случается. Такое отношение к жизни меня удивляет, ибо с другой стороны – парень он интеллигентный и коммуникабельный. Мне непонятно, почему его тянет на различные глупости. Он любит создавать людям проблемы. Если где-то рядом будет ваша девушка или мама, будьте уверены – он разденется догола. Работая с ним, чувствуешь рядом с собой Бенни Хилла от рок-музыки».

Гиллан: «Это какая-то ерунда. Я никогда не пью до выступления, хотя не скрываю, что в минуты, свободные от работы, люблю побаловаться спиртным. Правда, однако, состоит в том, что Блэкмор пьет во время концертов. У него всегда при себе своя бутылка виски, на которой даже есть отметка, сколько ему можно выпить, чтобы совсем не закосеть. Однажды я видел, как он, пошатываясь, жевал черный хлеб, ибо кто-то ему сказал, что сухари быстро прогоняют хмель. То, что Блэкмор пьет, подтверждают и работники сцены, это также видно по его замедленной игре на гитаре, что наблюдается последние 3-4 года. Не один раз я едва не падал в обморок от его перегара».

«Признаюсь, этот конфликт с определенного времени начал меня смешить, - говорит Джон Лорд. – Двое взрослых людей ссорятся между собой как дети из-за игрушек в песочнице. Что интересно, они сами осознавали – это становилось смешным. Помню несколько концертов, когда им достаточно было взглянуть друг на друга, как они взрывались смехом, очевидно, понимая всю нелепость этого конфликта. Но ни один из них, в то же время, не уступал другому».

Впрочем, сор из избы не выносили. Для журналистов в группе все было «о-кей». Тур «Nobodys Perfect» закончился 29 сентября 1988 года в бременском «Stadthalle». Концерт в Испании, намеченный на 5 октября, так и не состоялся.

Некоторое время музыканты провели порознь. Ходили даже слухи, что Ричи носится с идеей возродить RAINBOW, а Лорд собирается работать над сольной пластинкой. В ноябре вся пятерка встретилась в Стоу, где они начали работать над очередным альбомом.

«Все указывало на то, что ситуация в группе не изменилась к лучшему, - вспоминает Гиллан. – Джон и Иен были попросту отодвинуты от создания новых композиций – а ведь Джон исключительно талантливый парень! В один из дней я пришел на репетицию – там были Иен, Джон и Роджер, играющие какую-то невероятную блюзовую вещь с необычным размером 7/4. Чувствовалось – Пэйс просто погружен в нее. Лорд тоже играл фантастично, и можно было ожидать, что из этого получится что-либо необыкновенное. Я начал тоже что-то напевать – это всегда было хорошим знаком. И вдруг зашел Ричи. Не говоря ни слова, он подошел к усилителю и начал играть свои рифы – и делал это до тех пор, пока наша композиция не развалилась. Я сказал ему: ну что же ты делаешь?! Ведь это была классная вещь! А Ричи хотелось играть по-другому, и остальные безропотно присоединились к нему. А я, вне себя от возмущения, вернулся в отель. Группа постепенно становилась коллективом, аккомпанирующим Ричи Блэкмору».

Вскоре Гиллана официально попросили не ходить на репетиции. Он улетел в Англию, куда и направлялись по почте ленты с инструментальной «подкладкой». Но вместо того, чтобы напеть на эти ленты, написанные им тексты, Гиллан возвращал их обратно, объясняя, что материал очень «сырой» и не вдохновляет его на сочинительство стихов.

Hosted by uCoz