МАЭСТРО ШЕСТИ СТРУН

Стиль, приемы и многое другое

Познакомься с народом

 

Фирма «ГИД» выпустила нтересное издание, партитура 9 композиций под названием «Лучшие песни группы DEEP PURPLE (вокал, гитара бас, клавишные, ударные)».

Предлагаю Вашему вниманию вступительное слово к изданию о Ритчи Блэкморе.

Ритчи Блэкмор

Ритчи Блэкмор, стиль, которого складывался одновременно под влиянием европейского барокко и американского блюза, обогатил лексикон рок-гитаристов элементами, позаимствованными в классической музыке. Его техничная игра вдохновила на будущие подвиги множество гитаристов стиля «хэви метал», среди которых были Эдди Ван Хален и Ингви Мальмстин. Как гитарист “Deep Purple” и “Rainbow” он поднял рок-музыку на новые вершины, хотя в то же время его рифф из “Smoke On The Water” удивляет своей потрясающей простотой.

Источники вдохновения.

Блэкмор, как и многие английские подростки конца 50-х, увлекался модным в то время музыкальным стилем «скиффл». Группа, к которой он присоединился, исполняла песни из репертуара Лонни Донегана. Как вспоминает сам Блэкмор: «В команде было около 20 гитаристов, но ни один из них не мог нормально играть».
Вскоре, после того как юный Ритчи увлекся музыкой, он стал брать уроки игры на классической гитаре, и это продолжалось около года. Он ощутил пользу от этих занятий, когда научился играть четырьмя пальцами левой руки. Позднее уроки классической гитары он брал у своего соседа Биг Джима Салливана, который был профессиональным сессионным музыкантом и работал с Томом Джонсом. Салливан показал своему ученику, как играть пьесы Баха и научил читать нотный текст. Вот что вспоминает Блэкмор о своих занятиях с Салливаном: «Однажды он сказал мне «Какую бы музыку ты не собирался играть, ты должен быть верен ей до конца, нельзя метаться из стороны в сторону». Тогда я решил, что рок как раз то, что мне и нужно».
Когда Ритчи осваивал премудрости гитарного мастерства, его кумирами были Джеймс Бертон, Скотти Мур, Хэнк Марвин, Дуэйн Эдди и дуэт Джимми Брайант – Спиди Уэст. Но особенно его поразила искрометная игра Леса Пола. В первые же годы работы в “Deep Purple” на Ритчи оказали заметное влияние джазовый гитарист Уэс Монтгомери, Джими Хендрикс и Дуэйн Оллман из “Allman Brothers Band”.
Блэкмор признает, что в период становления группы он и клавишник Джон Лорд находились под сильным впечатлением от растянутых 8-ми минутных композиций группы “Vanilla Fudge”. Среди других музыкальных увлечений Ритчи в тот период можно назвать “Pink Floyd” и “Curved Air”. Позже уже в 70-е годы он получал удовольствие от творчества “Jethro Tull”, “Cream” и “Procul Harum”.
Но главным увлечением все же оставалась классика. Особенно привлекала Ритчи средневековая, камерная музыка и музыка эпохи Ренессанса. Причем предпочтение он отдавал произведениям для квартета. Блэкмор признает, что классическая музыка оказала заметное влияние на его песенное творчество. Вдохновленный игрой Жаклин Дюпре, он осваивает виолончель. Хотя больших успехов на этом поприще он так и не добился и, в конце концов, забросил это увлечение, но все же композиция “Stargazer” (альбом “Rainbow Rising”, 1976) была написана именно на виолончели.

Стиль

Блэкмор был одним из первых рок-гитаристов, которым удалось соединить блюзовую эмоциональность с элементами классической музыки. Гармонический минор и различные лады придавали его музыке отчетливый «европейский» колорит, который ярко контрастировал с минорным пентатоническим звучанием, характерным для большинства американских роковых и блюзовых гитаристов. «Я никогда точно не знал, кем же я хочу стать, - рассказывает Блэкмор в одном из своих интервью. – рамки блюза оказались слишком тесными для меня. Я всегда считал – при всем моем уважении к Би Би Кингу – что не стоит ограничивать себя пятью нотами. Классика же, с другой стороны, требует от исполнителя слишком большой дисциплины. И я всегда был зажат в тиски этих двух противоречий».
Будучи великолепным импровизатором, Блэкмор не любит играть одно и то же соло каждый раз одинаково. Он свободно манипулирует пассажами в минорной пентатонике, которые можно встретить у многих блюзовых гитаристов, но для разнообразия он сдабривает их повышенными квартами, большими секстами и большими септимами. Эти дополнительные элементы придают его музыке дорийский колорит. Многие из его фраз целиком состоят из нот фригийского лада, а использование малой секунды может придать фригийский оттенок любому пентатоническому пассажу. Для создания дополнительного напряжения он смещает аппликатурные паттерны по полутонам вверх или вниз по грифу. В его соло часто встречаются А-минорные остинато, а также триольные арпеджио, что свидетельствует о сильном влиянии музыки И. С. Баха. В студии Блэкмор часто дублирует пассажами с арпеджио, причем обе партии образуют между собой диатонический терцовый или квинтовый интервалы.
Ритчи признается, что он особенно не равнодушен к тональностям F# - мажор и D – минор. И действительно многие песни “Deep Purple” и “Rainbow” написаны именно в этих тональностях. Однако стоит отметить, что он часто писал в А и В – миноре. Его увлечение минорными тональностями также свидетельствует о сильном влиянии, оказанном на него классической музыкой.

Приемы.

Несомненно, классическая подготовка Блэкмора во многом определила дальнейшее развитие его исполнительского мастерства. Среди основных навыков, приобретенных во время занятий классической гитарой, можно отметить использование 4-х пальцев левой руки, хорошо отработанное вибрато и эффективное педалирование на открытых струнах.
В скоростных пассажах Блэкмор использует переменный штрих. Ритм он иногда играет пальцами, держа медиатор во рту. В качестве примера можно привести вступление к “Smoke On The Water”, когда пальцами берутся 5-ая и 4-ая струны, что позволяет получить характерное перкуссивное звучание. Его правая рука работает с мощной агрессивной атакой, в то же время для его левой руки на грифе более типично легкое прикосновение. Блэкмор считает, что это позволяет ему играть быстрее.
Переключившись на «Стратокастер», Ритчи быстро оценил все преимущества предоставляемые рычагом. Блэкмор использовал его не только для вибрато, но и для создания различных звуковых эффектов, таких как опускание ноты на целую октаву вниз или яростного раскачивания ее рычагом. На все эти приемы с рычагом Блэкмора вдохновил Джими Хендрикс, а также гитарист группы “James Cotton Blues Band”. В дальнейшем Ритчи стал более консервативен и все реже пользуется рычагом в своих соло.
Играя на «Стратокастере», Блэкмор не использует средний датчик, предпочитая два крайних положения переключателя (только передний или только задний). Его усилитель всегда включен на полную мощность, а динамикой или уровнем перегрузки Ритчи управляет при помощи ручки громкости на гитаре.

Гитары, струны, медиаторы.

Первой гитарой Ритчи была поддержанная испанская акустика “Framus”. Позднее он приобрел электрогитару “Hofner”, которая по его мнению была «прекрасным инструментом». Когда Блэкмору исполнилось 16, он купил “Gibson ES-335”, на которой и играл до 1970 г. именно на этой гитаре были записаны три первых альбома “Deep Purple”.
Находясь под впечатлением от музыки Хендрикса, Блэкмор решает переключиться на модель “Fender Stratocaster”, с которой с тех пор и не расстается. Ритчи утверждает, что свой первый «Страт» он взял у Эрика Клэептона. «Я люблю «Стратокастер» за его более «острый» звук, - рассказывал Блэкмор в одном из своих давнишних интервью. – правда, играть на нем труднее, чем на «Гибсоне», по грифу особо не побегаешь». Кроме того, Блэкмор вспомнил, что он отдал предпочтение «Стратокастеру» еще и потому, что он хорошо звучит в комбинации с эффектом «Вау».
Ритчи внес свои изменения в конструкцию гитары. Он сделал выемки на грифе между ладами, утопил средний датчик и заставил машинку работать в обе стороны. При этом рычаг фиксировался 4-мя пружинами. Он часто заменял «стратовские» лады на более широкие «гибсоновские», а родные «фендеровские» колки на механику фирмы “Schaller”. Кроме того, Блэкмор предпочитал грифы с палисандровой накладкой, считая кленовые грифы слишком хлипкими для тех суровых испытаний, которым он подвергал свои инструменты.
Ритчи играл специально изготовленными медиаторами из панциря черепахи. Его выбор пал на струны “Picato” (.010, .011, .014, .026, .036, .042).

Усилители и эффекты.

Три первых альбома “Deep Purple” записаны на усилителе “Vox AC 30”. В 1970 он переключился на «Маршаллы». «Я увидел «маршалловские» порталы и мне очень понравилось, как они выглядят, правда, звучали они ужасно», - рассказывал Ритчи в одном из своих интервью. Его 200-ваттные оконечники “Marshall Major” были модифицированы еще на фабрике. Хотя Блэкмор утверждает, что усилители получили более широкие тембральные возможности, две дополнительные лампы в выходных каскадах и их мощность возросла до 250-300 ватт, однако источники фирмы “Marshall” свидетельствуют о том, что единственным усовершенствованием было установка ручки “Master Volume”. На сцене Ритчи играл через один усилитель и две колонки с 4-мя 12-дюймовыми динамиками. Тот же самый комплект он использовал и в студии.
Хотя Блэкмор демонстративно игнорировал различные примочки, все же периодически он играл через эффект «Вау». В ранний период он также использовал бустер высоких частот “Honby Kues”. По его словам с его помощью он не поднимал высокие, а увеличивал сустейн. На сцене он часто пользовался эффектом «эхо», который сделал из обычного магнитофона.

 



Hosted by uCoz